Воскресенье, 19.05.2024, 03:45Главная | Регистрация | Вход

Блог

Флаг Счетчик Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Биоритмы

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Закладки

Поиск

ОПРОС

Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Каталог статей
Главная » Статьи » БАДы

Биологически активные добавки (БАД) в России, статистические данные
Биологически активные добавки (БАД) в России, статистические данные

БАД (биологически активная добавка) — концентрат биологически активных веществ, используемый в составе продуктов или непосредственно с пищей с целью коррекции и обогащения рациона организма человека. Производятся из минерального, растительного или животного сырья, могут быть получены химическими или биотехнологическими методами. Биологически активные добавки (БАД) в России применяются как профилактическое или вспомогательное средство и не должны рассматриваться в качестве альтернативы лекарственным препаратам.
•    Нутрицевтики применяются для обогащения состава пищи как дополнительные источники белков, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, пищевых волокон. Их роль — восполнение дефицитных природных ингредиентов до уровня физиологической потребности.
•    Парафармацевтики используются для регуляции функциональной активности организма в физиологических границах. Могут употребляться в профилактических целях или же в качестве вспомогательного средства параллельно с медикаментозным лечением.
•    Эубиотики (пробиотики) — бактериологические БАД, содержат живые микроорганизмы, нормализующие микрофлору пищеварительного тракта.
По форме выпуска БАД классифицируются как:
•    БАД пищевой формы выпуска: леденцы, пастилы, желе, крупка, пасты, бальзамы, чаи, сиропы, карамельки, шрот.
•    БАД в лекарственной форме: капсулы, таблетки, пилюли, настойки, экстракты, порошки, гранулы, сборы, масла, настои, драже, шипучие таблетки.
По источникам получения БАДы разбивают на несколько групп, выделяя созданные на основе:
•    белков, аминокислот и их комплексов;
•    эссенциальных (невосполнимых организмом) липидов;
•    углеводов и сахаров;
•    пищевых волокон;
•    чистых субстанций макро- и микронутриентов;
•    природных минералов и мумиё;
•    пищевых и лекарственных растений, в том числе цветочной пыльцы;
•    продуктов переработки мясо-молочного сырья, субпродуктов, членистоногих, земноводных, продуктов пчеловодства;
•    морепродуктов;
•    пробиотических микроорганизмов;
•    одноклеточных водорослей;
•    дрожжей.
Институт питания РАМН разработал классификацию по воздействию на организм:
•    Нутрицевтики;
•    Антиоксиданты;
•    Для контроля веса;
•    Стимулирующие функциональную активность отдельных органов и систем;
•    Способствующие заживлению костных травм;
•    Седативного действия;
•    Мужские (для профилактики простатита, восстановления потенции и др.) и женские (для становления лактации, при климаксе и пр.);
•    Тонизирующие;
•    Для поддержания функции кишечника, пищеварения, желчеотделения;
•    Общеукрепляющие;
•    Эубиотики
История БАД
В мире
Первой многосоставной фармакологической пищевой добавкой принято считать порошок на основе люцерны, водяного кресса и петрушки, изготовленный в 1934 году американским химиком Карлом Ренборгом, основателем компании California Vitamins Inc. Изобретатель продвигал свой продукт согласно собственной бизнес-стратегии «маркетинга по рекомендациям», которая позже легла в основу практики многоуровнего (сетевого) маркетинга.
Промышленное производство профилактических комплексов, обогащающих пищевой рацион ( dietary supplement, food supplements, nutraceuticals, parapharmaceuticals) достигло значительного размаха в конце XX века, в первую очередь в США. В 1999 году оборот food supplements в США оценивался в $3,5—5 млрд.
Контроль за производством, импортом и реализацией БАД был возложен на американское Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (англ. Food and Drug Administration (FDA)). В Австрии биологические добавки проходят специальную регистрацию в качестве Verzehr-produkte (среднее между пищевыми продуктами и лекарствами). В Германии оборот БАД определяют два основных документа: «Положение о деятельности аптек» и «Предписание о декларации пищевой ценности».
Первые разработки пищевых добавок в Японии датируются 1984 годом, законодательно «функциональные продукты питания» (англ. Food for Specific Health Use (FOSHU)) одобрены в 1991 году. По данным журнала «Рынок БАД», в 2001 году рынок функциональных продуктов питания в Японии достигал $7 млрд.
По состоянию на конец 2009 года, в странах Северной Америки оборот диетических добавок исчислялся $20 млрд, Азии — $8 млрд, Европы — $15 млрд, Японии — $6 млрд в год. Профилактические добавки употребляют 90 % японцев, 80 % американцев, 50 % европейцев.
В России
Российским прообразом современной биодобавки являются «зелья», бывшие популярными в царстве Русском вплоть до 1701 года, когда Пётр I запретил их продажу на основании того, что «не проходило и дня, чтобы кто-то не отравился от зелья лекарского, купленного в зелейной аптеке».
Новейшая российская история БАД начинается в середине 1990-х годов и связана с распространением в стране пищевых добавок компании Herbalife. Реализация посредством сетевого маркетинга обеспечила стремительное внедрение нового продукта.
В дальнейшем на российский рынок пришли компания Vision (Кипр, основана в 1997 году), продукция Fitline (Германия, в России с 1998 года), Neways (США, в России с 1994 года), «ТяньШи» (Китай, в России с 1999 года), Ad medicine (Великобритания, в России с 2003 года) и другие. Эти компании продолжают практику продвижения товаров посредством МЛМ-маркетинга и интегрированных каналов сбыта, в фармацевтическом обороте БАД их доля незначительна.
В 2008 году ряд российских производителей биодобавок учредил некоммерческое партнерство «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания» (НПП БАД)
Законодательство
1990-е Появившиеся в России импортные пищевые добавки первоначально попадали под действие Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Само понятие БАД законодательно закреплено приказом Министерства здравоохранения РФ № 117 от 15 апреля 1997 года «О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище». Согласно этому документу биологически активные добавки определяются как «концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приёма или внедрения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами».
Приказ также оговаривает необходимость гигиенической сертификации БАД Единым федеральным центром сертификации на базе Института питания РАМН, определяет максимальные дозы активного вещества в препарате и даёт право производства БАД как фармацевтическим фирмам, так и предприятиям пищевой промышленности. Этим же документом наложен запрет на использование в составе БАД ядовитых и наркотических веществ, а также растений, неизвестных официальной медицине. В декабре 1997 года приказом Минздрава РФ № 349 «О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации» БАДы были допущены к аптечному обороту.
Следующим серьёзным правовым документом, регулирующим оборот БАД, стали вступившие в силу с 1 января 1999 года методические указания МУК 2.3.2.721-98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище», утверждённые главным санитарным врачом России. Свод правил детализировал порядок сертификации для российских и импортных БАД, предъявил требования к качеству сырья (в частности, с 1999 года при производстве БАД запрещено использование трансгенных материалов, селезёнки овец и коз, коровьего черепа), определил среднесуточные нормы потребления микронутриентов (дефицитных веществ), которыми следует руководствоваться производителям нутрицевтиков. Там же оговорено основное различие между БАД-парафармацевтиками и лекарственными средствами: эффект БАД достигается только за счёт стимулирования собственных сил организма в пределах физиологической нормы.
2000-е
Контроль над производством БАД государство установило с 17 апреля 2003 года, утвердив СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота БАДов к пище». Этим же документом запрещено распространение биодобавок через сетевой маркетинг, Интернет и телевизионные магазины.
Местами легальной продажи БАД названы аптеки, специализированные и продовольственные магазины. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», расширивший определение и классификации БАД, был утверждён в ноябре 2001 года.
Обязательная государственная регистрация БАД введена с 2004 года Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Порядок проведения регистрации был оговорён постановлением правительства РФ от 21 декабря 2000 года № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий».
1 июня 2006 года вступила в силу редакция Федерального закона «О рекламе», вводящая ряд ограничений для рекламодателей биологически активных добавок. Статьёй 25 («Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания») производителям запрещено ссылаться на результаты клинических и лабораторных исследований, использовать для презентации препарата образов медицинских работников или провизоров. Позиционирование БАД как лекарственных средств, побуждение к отказу от здорового питания, приписывание препаратам лечебных свойств предусматривает административную ответственность и карается штрафом от 40 до 500 тыс. рублей.
В 2009 году Минпромторг РФ выступил с предложением разрешить продажу лекарств безрецептурного списка вне аптечных сетей. Появление в супермаркетах отделов с медикаментами, как полагал Минпромторг, способно было значительно стимулировать внеаптечный оборот БАД. Ныне продовольственные магазины, хотя и являются разрешённым местом продажи БАД, пока не привлекают производителей и ритейлеров. Среди причин — плата за вход, сложности организации и то, что россияне, всё же, воспринимают биодобавки как «почти лекарства», а не как пищу. В случае, если бы законопроект был одобрен, освоение магазинного канала сбыта оказалось бы целесообразным. Проект закона «Об обращении лекарственных средств» одобрила ФАС и подвергло критике Минздравсоцразвития.
В 2009—2010 году серию поправок в различные законопроекты в связи с реализацией БАДов внёс депутат от «Справедливой России» Антон Беляков. Он предложил запретить рекламу БАДов в СМИ, сделав исключение только для специализированных медицинских изданий. Эксперты поставили под сомнение необходимость такой инициативы — по их мнению, она была недостаточно обоснована и вела к уходу БАД-бизнеса в тень. Беляков также предложил ужесточить наказание за фальсификацию БАДов, запретить продажу БАДов вне аптек, так как от этого пострадают только добросовестные производители. Минздрав снова возразил — население воспринимает продажу БАДов через аптеки как продажу лекарств, поэтому БАДы из аптек следует убрать. Беляков предложил ещё одну инициативу — обязать производителей явно указывать на вкладышах информацию о том, что БАДы не являются лекарственными препаратами, и принимать их нужно только с пищей.
В марте 2010 года Госдума ответила на инициативы МЭРТ, МЗСР и депутата Белякова тем, что не запретила продажу БАДов ни через аптеки, ни вне аптек, но пообещала ужесточить технический регламент по безопасности пищевых продуктов, распространяемый на БАДы и процедуру их регистрации. А с февраля 2010 года Госдума уже обязала производителей БАДов иметь не только свидетельство о госрегистрации, но и получать требуемое правилами СанПиН 2.3.2. 1290-03 п. 7.4 санитарно-эпидемиологическое заключение на выпускаемую продукцию.
Всплеск законотворческих инициатив применительно к БАДам в конце 2000-х годов был продиктован несколькими причинами:
1.    По данным проверок Роспотребнадзора, около 50 % производителей не соблюдали санитарные нормы.
2.    По данным ФАС, отмечались многочисленные нарушения статьи 25 ФЗ «О рекламе».
3.    Существенно выросло количество жалоб на качество БАДов в Роспотребнадзор и Комитет по здравоохранению Госдумы России.
Российский рынок
Объём
Российский рынок БАД демонстрирует высокие темпы роста. За семь лет объём продукции в легальном обороте увеличился более чем вчетверо: в 2003 году — 2,6 млрд руб., в 2008 году — 11,5 млрд руб. Эксперты оценивают российский рынок БАД как самый динамично развивающийся в мире: в среднем в мире увеличение спроса на БАД составляет 3—5 % ежегодно, в России этот показатель колеблется на уровне 10—12 %.
Сегмент торговли БАД увеличивается вдвое интенсивнее, чем группа лекарственных средств. Давид Мелик-Гусейнов (ЦМИ «Фармэксперт») оценил объём продаж БАДов в 2009 году в $2 млрд, из которых половина приходится на аптеки, половина — на неконтролируемые каналы (сетевой маркетинг, Интернет, личные продажи и т. п.). Вхождению на рынок новых препаратов немало способствует упрощённая система регистрации и сертификации биологически активных добавок. Многие фармакологические компании, даже имея достаточные ресурсы для производства лекарственных средств, предпочитают регистрировать свои разработки как БАД.
В 2004 году в российских аптеках продавалось 2 500 наименований биодобавок, в 2009 году — уже 4 636, причём зарегистрировано на территории России более 7 500. В 2008 году ассортимент БАД занимал 7,8 % всего фармацевтического рынка и 45 % от доли парафармацевтики.
В 2008 году производством БАД занимались 182 российские компании, бо́льшая часть которых находится в Центральном федеральном округе и в Сибири. В обороте БАД задействовано 3 506 организаций торговли, 783 склада хранения и 34 385 объектов аптечной сети.
Влияние мирового экономического кризиса 2008—2009 годов сказалось на рынке биодобавок незначительно: к июню 2009 года оборот БАД сократился в штучном выражении на 2 %, в то время как сегмент готовых лекарственных средств демонстрировал падение на 6 %. Снижение спроса отмечалось в группе дорогостоящих препаратов, произошёл рост цен на 18 %, лекарственные средства в тот же период подорожали в среднем на 38 %. Аналитики Некоммерческого партнёрства производителей БАД заверяли, что и в условиях кризиса объём рынка будет увеличиваться в среднем на 10 % в год.
Потребитель
В 2003 году в России 7—15 % населения регулярно принимали БАД, 20 % из них вводили в свой рацион биодобавки не реже двух раз в неделю. Категория покупателей БАД моложе, чем группа потребителей лекарственных средств, причём первая становится более молодой: в 1998 году её средний возраст — 42 года, в 2001 году — 27 лет. Потребительская активность женщин выше, вместе с тем интерес мужчин к БАД тоже растёт. В 2003 году основными покупателями биологически активных добавок были россияне с ежемесячным доходом $200—500. Наибольшее число продаж приходится на Москву и область, а также Санкт-Петербург.
В начале 2009 года наиболее востребованными у россиян оказались следующие группы биодобавок: средства, воздействующие на органы пищеварения (доля на рынке — 25,9 %), регулирующие процессы тканевого обмена (21,5 %), поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата (9,5 %), нормализующие зрение (6,5 %), регуляторы гормонального обмена (6 %), источники минеральных веществ (4,5 %), антиоксиданты (3,9 %), средства профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы (3,6 %), оказывающие влияние на нервную систему (3,2 %). 39 % покупателей отдавали предпочтение БАД стоимостью $3—7 за упаковку.
Мотивацией при покупке у 38 % россиян становятся недомогания, 24 % желают укрепить иммунитет с помощью БАД, 19 % интересует профилактика. Выбирая из ассортимента БАД, 44 % потребителей ориентируются по цене, 22 % покупают добавки по рекомендации врача, а 13 % — провизора.
Каналы продажи
Внеаптечные
Оборот внеаптечного сегмента рынка (МЛМ, Интернет, TВ) слабо поддаётся анализу в силу отсутствия достоверных обобщённых данных. По информации «ФАРМиндекс», в 2006 году ведущим каналом реализации биодобавок оставался сетевой маркетинг, он обеспечивал 65 % продаж и ещё 4 % продукции продавалось дистанционно через телевизионные и интернет-магазины. «Фармацевтический вестник», впрочем, отмечает, что в 2003 году аптечный сегмент рынка БАД занимал 63 %, а доля прямых продаж составляла лишь 14 %.
Методом сетевого маркетинга реализуется большей частью импортная продукция, лишь несколько российских торговых марок продвигает свои БАД с помощью МЛМ-консультантов — «Арт Лайф» (Томск), «Сибирское здоровье» (Новосибирск). Наиболее эффективно этот канал сбыта работает с БАД, близкими к косметическим средствам (комплексы для похудения, омоложения). Помимо моногенных сетей, в России действуют мультибрендовые клубные системы и магазины, реализующие продукцию нескольких фирм («Лавка жизни», «Счастье жизни», «Арго», «Знахарь», «Экос» и др.).
Аптеки, магазины
В первые полгода 2009 года в аптечном ассортименте находилось 4 636 наименования БАД от 603 производителей. За указанный период в аптеках было продано 115 млн упаковок биодобавок при средневзвешенной стоимости 55 руб. за упаковку. Наибольшим спросом БАД пользуются у жителей Москвы, в регионах продажи ниже. Так, в частности, в 2006 году 46,7 % продукции (на сумму свыше $15 млн) приобрели москвичи, участие региональных потребителей — 2—5 %.
Тенденцией последних лет в аптечном ассортименте биодобавок стало превалирование российских торговых марок: 70 % в денежном выражении, 85 % в натуральном приходится на них. Производящие БАД фармацевтические компании чаще всего ориентированы на аптечный канал сбыта. В продовольственных магазинах сосредоточены БАДы пищевой формы выпуска (чаи, леденцы, сиропы) в незначительном ассортименте.
Реклама
Согласно данным рекламной группы «Оскар», в 2003—2004 годах дистрибьюторы БАД предпочитали телерекламу (более 83 тыс. роликов). Вторым по популярности шло радио (21,8 тыс. упоминаний), в печатных СМИ за период исследования было опубликовано 7 800 рекламных сообщений. Наружная реклама в продвижении БАД практически не используется — в 32 российских городах зафиксировано лишь 222 конструкции. Инвестиции (в общей сложности $102 млн) распределились так: ТВ — $94 млн, радио — $1 млн, пресса — $6 млн, наружная реклама — $448 тыс. Крупнейшие производители ориентированы на телевизионную подачу, мелкие — на печатные СМИ.
Наиболее активно рекламируемым продуктом сегмента являются витаминные комплексы, рост потребительского спроса на которые, а вместе с ним и активность рекламодателей, наблюдается в холодные месяцы года. Рекламист Андрей Крылов отмечает, что торговой марке БАД приходится конкурировать в двух направлениях — среди БАД аналогичного свойства и среди лекарственных средств, — и завоёвывать лояльность двух целевых групп — потребительской и профессиональной (врачи и фармацевты).
В 2009 году рекламные доходы большинства крупных изданий, по признанию одного из них, наполовину состояли из поступлений от рекламы лекарств и БАДов, что в денежном выражении составляло до $25 млн в год.
Нарушения
Чаще всего от действий мошенников страдают одинокие и пожилые люди, а также инвалиды. В 2010 году Роспотребнадзор из-за большого числа жалоб вынужден был неоднократно заявлять о том, что дистанционные продажи БАДов по телефону и через Интернет с доставкой на дом запрещены, перед покупкой БАДов необходимо проконсультироваться с врачом, а телефонных и приходящих продавцов БАДов нужно игнорировать.
Несмотря на официальные предупреждения, только в 2010 году правоохранительные органы прекратили мошенническую деятельность нескольких call-центров, реализующих недорогие БАДы под видом дорогостоящих лекарств, а иногда и использующих имена крупных научных и государственных учреждений (например, БАД «Биоматик» сбывали в том числе от имени Института ревматологии РАМН). Было начато расследование по профинансированному госбюджетом (220 млн руб.), но не появившемуся на рынке так называемому «инновационному БАДу» FZ-101.
В 2010 году ФАС прекратила ненадлежащую рекламу БАДов «Капилар», «Капли Огаркова № 5», «Папайя Аттива», «Реолекс», «Сивидал», «Экстракт Тоути».

Категория: БАДы | Добавил: Admin (18.11.2011)
Просмотров: 8867 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |
Русские Эмираты Яндекс цитирования <>